20-я сессия Верховного Совета Республики Хакасия

Вопрос № 28

Об обращении Верховного Совета Республики Хакасия «К Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину об оказании финансовой помощи Республике Хакасия»

Докладывает: Иванов Олег Альбертович председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по бюджету и налоговой политике

Материалы по рассматриваемому вопросу:

Постановление Верховного Совета Республики Хакасия
<p style="text-align: center;"><strong>ПОСТАНОВЛЕНИЕ</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ</strong></p> <p style="text-align: center;">&nbsp;</p> <p style="text-align: center;">&nbsp;</p> <p style="text-align: center;"><strong>Об обращении Верховного Совета Республики Хакасия</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>&laquo;К Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>об оказании финансовой помощи Республике Хакасия&raquo;</strong></p> <p>&nbsp;</p> <p>Верховный Совет Республики Хакасия</p> <p>&nbsp;</p> <p>П О С Т А Н О В Л Я Е Т:</p> <p>&nbsp;</p> <p>1. Принять обращение Верховного Совета Республики Хакасия &laquo;К Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину об оказании финансовой помощи Республике Хакасия&raquo;.</p> <p>2. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину.</p> <p>3. Обратиться к депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.С. Максимовой, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А.А. Жукову и В.П. Усатюку с просьбой ходатайствовать перед федеральными органами государственной власти о положительном решении вопросов, поставленных в указанном Обращении.</p> <p>4. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать указанное Обращение.</p> <p>5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>Председатель</p> <p>Верховного Совета</p> <p>Республики Хакасия &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;В.Н. Штыгашев</p> <p>&nbsp;</p> <p>г. Абакан</p> <p>30 сентября 2020 года</p> <p>№ 643-20</p>
Обращение
<p style="text-align: center;">ОБРАЩЕНИЕ</p> <p style="text-align: center;">Верховного Совета Республики Хакасия</p> <p style="text-align: center;">&nbsp;</p> <p style="text-align: center;"><strong>&laquo;К Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину</strong></p> <p style="text-align: center;"><strong>об оказании финансовой помощи Республике Хакасия&raquo;</strong></p> <p style="text-align: center;">&nbsp;</p> <p style="text-align: center;">Уважаемый Михаил Владимирович!</p> <p>&nbsp;</p> <p>По данным Минфина России совокупный госдолг регионов на 01.01.2020 составил 2,113 трлн рублей. С начала 2020 года государственный долг субъектов Российской Федерации увеличился на 37 млрд рублей. Долговая нагрузка на субъекты Российской Федерации по состоянию на 01.09.2020 составляет 2,150 трлн рублей. В 39 субъектах Российской Федерации произошел рост долга.&nbsp;</p> <p>В ближайшие годы госдолг регионов может увеличиться по причине возрастающей социальной нагрузки и необходимости повышения расходов на реализацию запланированных нацпроектов.&nbsp;</p> <p>Долговая нагрузка Республики Хакасия на 01.01.2020 составила &nbsp; &nbsp; &nbsp; 20,734 млрд рублей, или 98% от налоговых и неналоговых доходов. За 8 месяцев 2020 года государственный долг увеличился на 1,755 млрд рублей и на 01.09.2020 составил 22, 489 млрд рублей.</p> <p>В Республике Хакасия сложилась критическая ситуация по исполнению консолидированного бюджета. Собственные доходы республики не обеспечивают расходные обязательства даже по первоочередным и социально значимым расходам бюджета.&nbsp;</p> <p>В целом ожидаемое исполнение в 2020 году по налоговым и неналоговым доходам в консолидированный бюджет Республики Хакасия оценивается в сумме 21,9 млрд рублей, что на 4,7 млрд рублей (или на 17,6%) меньше, чем в 2019 году (26,6 млрд рублей).</p> <p>Из-за падения в два раза мировых цен на уголь (со 110 до 64 долларов за тонну) в 2019 году значительно снизились поступления в республиканский бюджет по налогу на прибыль организаций от угольных компаний и составили 738 млн рублей (в 2018 году &ndash; 1,853 млрд рублей), а за 8 месяцев 2020 года платежи ушли в &laquo;минус&raquo; (-562 млн рублей) и до конца текущего года платежей по налогу на прибыль от указанных налогоплательщиков больше не ожидается.&nbsp;</p> <p>На рынке алюминия также продолжается снижение цены и покупательской способности. В этой связи платежи по налогу на прибыль организаций от алюминиевой отрасли в 2020 году упали на порядок и составили за 8 месяцев 2020 года 219 млн рублей (за 8 месяцев 2019 года &ndash; 2,303 млрд рублей).</p> <p>Так, за 8 месяцев 2020 года поступления налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия составили 14,6 млрд рублей, что на 3,3 млрд рублей (или на 19%) меньше, чем за 8 месяцев 2019 года. При этом только по налогу на прибыль организаций объем поступлений сократился на 3 млрд рублей.</p> <p>Кредиторская задолженность консолидированного бюджета Республики Хакасия по состоянию на 01.09.2020 достигла критического уровня &ndash; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;4,9 млрд рублей, в том числе просроченная задолженность &ndash; 3,3 млрд рублей. Перед субъектами малого и среднего предпринимательства кредиторская задолженность консолидированного бюджета Республики Хакасия составляет 1,9 млрд рублей. &nbsp;</p> <p>По максимальному уровню долговой нагрузки Республика Хакасия занимала на 01.01.2020 второе место в Российской Федерации, что не позволяет привлекать новые заимствования. В связи со снижением поступлений собственных (налоговых и неналоговых) доходов Республика Хакасия не в состоянии самостоятельно сокращать государственный долг. Снижение государственного долга в условиях хронического недостатка средств даже на первоочередные и социально значимые расходы бюджета не представляется возможным.&nbsp;</p> <p>С 2017 года Правительством Российской Федерации запущена программа реструктуризации бюджетных кредитов регионами. Однако данные меры имеют по отношению к регионам с максимальной нагрузкой весьма ограниченный эффект. Далеко не все регионы могут выполнить условия реструктуризации.&nbsp;</p> <p>Таким образом, полагаем, что возможным выходом в этой ситуации является списание бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации с максимальной долговой нагрузкой.&nbsp;</p> <p>На основании изложенного просим Вас, уважаемый Михаил Владимирович, оказать содействие в решении вопроса по списанию бюджетных кредитов в размере 99% существующей задолженности субъектам Российской Федерации с максимальной долговой нагрузкой (по состоянию на 01.01.2020 задолженность регионов по бюджетным кредитам из федерального бюджета составляла 886 млрд рублей, из них задолженность Республики Хакасия составляет 13,177 млрд рублей).</p> <p>В случае принятия Вами положительного решения по нашему обращению с учетом сложной экономической ситуации органами государственной власти Республики Хакасия в свою очередь будут приняты аналогичные беспрецедентные меры по облегчению долгового бремени муниципальных образований Республики Хакасия при рассмотрении и утверждении закона Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>г. Абакан</p> <p>30 сентября 2020 года</p>