24-я сессия Верховного Совета Республики Хакасия
Вопрос № 10
О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия от 17 декабря 2020 года № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»
Докладывает:
Иванов Олег Альбертович председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по бюджету и налоговой политике
Материалы по рассматриваемому вопросу:
<p style="text-align: center;"><strong>ПОСТАНОВЛЕНИЕ</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ</strong></p>
<p style="text-align: center;"> </p>
<p style="text-align: center;"> </p>
<p style="text-align: center;"> </p>
<p style="text-align: center;"><strong>О протесте прокурора Республики Хакасия</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>на Закон Республики Хакасия от 17 декабря 2020 года № 88-ЗРХ </strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>«О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год </strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>и на плановый период 2022 и 2023 годов» </strong></p>
<p style="text-align: center;"> </p>
<p>Рассмотрев протест прокурора Республики Хакасия от 22 декабря 2020 года № 22-17-2020 на Закон Республики Хакасия от 17 декабря 2020 года № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»,</p>
<p>Верховный Совет Республики Хакасия </p>
<p> </p>
<p>П О С Т А Н О В Л Я Е Т:</p>
<p> </p>
<p>1. Протест прокурора Республики Хакасия от 22 декабря 2020 года № 22-17-2020 на Закон Республики Хакасия от 17 декабря 2020 года № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» отклонить.</p>
<p>2. Направить настоящее Постановление прокурору Республики Хакасия. </p>
<p>3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>Председатель</p>
<p>Верховного Совета </p>
<p>Республики Хакасия В.Н. Штыгашев</p>
<p> </p>
<p>г. Абакан</p>
<p>27 января 2021 года</p>
<p>№ 758-24</p>
<p style="text-align: center;"><strong>П О С Т А Н О В Л Е Н И Е</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ</strong></p>
<p style="text-align: center;"> </p>
<p style="text-align: center;"><strong>О проекте постановления Верховного Совета Республики Хакасия</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>«О протесте прокурора Республики Хакасия</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>на Закон Республики Хакасия от 17 декабря 2020 года № 88-ЗРХ </strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>«О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год </strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>и на плановый период 2022 и 2023 годов»</strong></p>
<p> </p>
<p>Рассмотрев проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия от 17 декабря 2020 года № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»,</p>
<p>Президиум Верховного Совета Республики Хакасия</p>
<p> </p>
<p style="text-align: center;">П О С Т А Н О В Л Я Е Т:</p>
<p> </p>
<p>1. Внести проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия от 17 декабря 2020 года № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия.</p>
<p>2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>Председатель</p>
<p>Верховного Совета </p>
<p>Республики Хакасия В.Н. Штыгашев</p>
<p> </p>
<p>г. Абакан</p>
<p>13 января 2021 года</p>
<p> </p>
<p>№ 03-п</p>
<p><strong>Прокуратура </strong></p>
<p><strong>Российской Федерации</strong><br /><br /></p>
<p><strong>ПРОКУРАТУРА </strong></p>
<p><strong>РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ</strong></p>
<p>22.12.2020 № 22-17-2020</p>
<p style="text-align: right;">Председателю</p>
<p style="text-align: right;">Верховного Совета</p>
<p style="text-align: right;">Республики Хакасия</p>
<p style="text-align: right;">Штыгашеву В.Н.</p>
<p style="text-align: right;"> </p>
<p><strong>ПРОТЕСТ</strong></p>
<p>на Закон Республики Хакасия от 17.12.2020 № 88-ЗРХ</p>
<p>«О республиканском бюджете Республики Хакасия</p>
<p>на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>09.12.2020 Верховным Советом республики принят Закон Республики Хакасия № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», который подписан Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия 17.12.2020.</p>
<p>Текст названного нормативного правового акта опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.12.2020, № 1900202012180001.</p>
<p>По результатам проверки установлено, что Закон Республики Хакасия от 17.12.2020 № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее - Закон № 88-ЗРХ) противоречит федеральному законодательству.</p>
<p>В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 1 Закона № 88-ЗРХ общий объем доходов республиканского бюджета Республики Хакасия на 2021 год составляет 37 968 816 тыс. рублей (в том числе налоговые и неналоговые доходы в соответствии с приложением 4 к Закону № 88-ЗРХ - 24 519 314 тыс. рублей; безвозмездные поступления - 13 449 502 тыс. рублей); общий объем расходов республиканского бюджета - 42 548 885 тыс. рублей.</p>
<p>Дефицит республиканского бюджета Республики Хакасия на 2021 г. составляет 4 580 069 тыс. рублей, или 19 % от налоговых и неналоговых доходов бюджета республики, что противоречит пункту 2 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившей предельный допустимый уровень дефицита бюджета в 15 %.</p>
<p>При этом отдельные параметры доходной части республиканского бюджета Республики Хакасия необоснованно завышены.</p>
<p>Статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации среди принципов, на которых основана бюджетная система Российской Федерации, называет принцип достоверности бюджета, что означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета (статья 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации).</p>
<p>Приложением 4 к Закону «Доходы республиканского бюджета Республики Хакасия на 2021 год» предусмотрены налоговые и неналоговые доходы бюджета в размере 24 519 314 тыс. рублей.</p>
<p>При этом размеры отдельных видов доходов, указанные в приложении 4 к Закону, не отвечают требованиям статей 28, 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации.</p>
<p>Так, в Законе установлено, что налог на прибыль организаций составит в 2021 г. 10 645 897 тыс. рублей, что не соответствует прогнозу Управления федеральной налоговой службы по Республике Хакасия и заключению Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия о поступлении данного вида налога в указанный период в размере 4 112 236 тыс. рублей, т.е. завышение дохода составляет 6 533 661 тыс. рублей. Заключение Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия составлено на основании анализа динамики данных налоговой отчетности УФНС России по Республике Хакасия о поступлении налога на прибыль организаций, о налоговой базе и структуре начислений по налогу за период 2016-2020 годов.</p>
<p>Таким образом, утвержденные Законом № 88-ЗРХ бюджетные назначения по налогу на прибыль организаций невыполнимы, не соответствуют принципу достоверности бюджета и реалистичности расчета доходов, что фактически увеличивает и без того недопустимый дефицит республиканского бюджета Республики Хакасия на 2021 г.</p>
<p>Пунктом 1 части 5 статьи 1 Закона № 88-ЗРХ установлен верхний предел государственного внутреннего долга Республики Хакасия на 01.01.2022 года в сумме 27 604 353 тыс. рублей.</p>
<p>В соответствии с пунктом 4 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период общий объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.</p>
<p>В соответствии с приложением 4 к Закону № 88-ЗРХ объем безвозмездных поступлений в республиканский бюджет Республики Хакасия на 2021 год составит 13 449 502 тыс. рублей.</p>
<p>Как уже указано выше, общий объем доходов республиканского бюджета Республики Хакасия на 2021 год составляет 37 968 816 тыс. рублей, а общий объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений составляет 24 519 314 тыс. рублей.</p>
<p>Объем государственного долга Республики Хакасия превышает ограничения верхнего предела государственного долга, установленные пунктом 4 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на 3 085 039 тыс. рублей (27 604 353 тыс. рублей - 24 519 314 тыс. рублей).</p>
<p><br />На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,</p>
<p style="text-align: center;"><strong>ПРЕДЛАГАЮ:</strong></p>
<p>1. Рассмотреть протест на ближайшей сессии Верховного Совета Республики Хакасия с приведением Закона Республики Хакасия от 17.12.2020 № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» в соответствие с требованиями федерального законодательства.</p>
<p>2. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру республики в установленный законом срок.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>И.о. прокурора республики Д.Л. Стонт</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p style="text-align: center;"><strong>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ</strong></p>
<p style="text-align: center;"> </p>
<p style="text-align: right;">Проект </p>
<p style="text-align: center;"> </p>
<p style="text-align: center;"><strong>П О С Т А Н О В Л Е Н И Е</strong></p>
<p style="text-align: center;"> </p>
<p style="text-align: center;"><strong>О протесте прокурора Республики Хакасия</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>на Закон Республики Хакасия от 17 декабря 2020 года № 88-ЗРХ </strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>«О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год </strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>и на плановый период 2022 и 2023 годов» </strong></p>
<p> </p>
<p>Рассмотрев протест прокурора Республики Хакасия от 22 декабря 2020 года № 22-17-2020 на Закон Республики Хакасия от 17 декабря 2020 года № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»,</p>
<p>Верховный Совет Республики Хакасия </p>
<p> </p>
<p>П О С Т А Н О В Л Я Е Т:</p>
<p> </p>
<p>1. Протест прокурора Республики Хакасия от 22 декабря 2020 года № 22-17-2020 на Закон Республики Хакасия от 17 декабря 2020 года № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» отклонить.</p>
<p>2. Направить настоящее Постановление прокурору Республики Хакасия. </p>
<p>3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>Председатель</p>
<p>Верховного Совета </p>
<p>Республики Хакасия В.Н. Штыгашев</p>
<p> </p>
<p>г. Абакан</p>
<p>___ ____________ 2021 года</p>
<p>№ __________</p>
<p> </p>
<p style="text-align: center;"><strong>Пояснительная записка</strong></p>
<p style="text-align: center;"> </p>
<p style="text-align: center;"><strong>к проекту постановления Верховного Совета Республики Хакасия</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>«О протесте прокурора Республики Хакасия на Закон Республики Хакасия</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>от 17.12.2020 № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»</strong></p>
<p> </p>
<p>В Верховный Совет Республики Хакасия поступил протест прокурора Республики Хакасия (далее – протест) на Закон Республики Хакасия от 17 декабря 2020 года № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее – Закон № 88-ЗРХ), согласно которому отдельные положения Закона № 88-ЗРХ противоречат федеральному законодательству.</p>
<p>В протесте указано, что дефицит республиканского бюджета Республики Хакасия (далее – республиканский бюджет) на 2021 год составляет 19 процентов от налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета, что противоречит пункту 2 статьи 921 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым установлен предельный допустимый уровень дефицита бюджета в 15 процентов.</p>
<p>Кроме того, в протесте указано, что объем государственного долга Республики Хакасия (установленный пунктом 1 части 5 статьи 1 Закона № 88-ЗРХ в сумме 27 604 353 тыс. рублей) превышает ограничение верхнего предела государственного долга, установленное пунктом 4 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на 3 085 039 тыс. рублей. </p>
<p>Так, согласно пункту 4 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период общий объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. В соответствии с указанной нормой общий объем доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений составляет 24 519 314 тыс. рублей.</p>
<p>Однако необходимо отметить следующее.</p>
<p>Дефицит республиканского бюджета на 2021 год утвержден в сумме 4 580 069 тыс. рублей, что составляет 18,68 процента, то есть превышает ограничение размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации на 3,68 процента, или на 902 171,9 тыс. рублей.</p>
<p>Частью 9 статьи 9 Федерального закона от 15.10.2020 № 327-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году» (далее – Федеральный закон № 327-ФЗ) установлено, что в 2021 году дефицит бюджета субъекта Российской Федерации может превысить ограничения, установленные пунктом 2 статьи 921 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.</p>
<p>Частью 10 статьи 9 Федерального закона № 327-ФЗ установлено, что в 2021 году объем государственного долга субъекта Российской Федерации может превысить ограничения, установленные пунктом 4 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на сумму, не превышающую объема бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.</p>
<p>Между тем, в протесте не приведено аргументированных доводов об отсутствии в республиканском бюджете бюджетных ассигнований, указанных соответственно в частях 9 и 10 статьи 9 Федерального закона № 327-ФЗ.</p>
<p>Также в протесте указывается, что утвержденные Законом № 88-ЗРХ бюджетные назначения по налогу на прибыль организаций (а именно, сумма в размере 10 645 897 тыс. рублей) невыполнимы, не соответствуют принципу достоверности бюджета и реалистичности расчета доходов.</p>
<p>Согласно статье 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.</p>
<p>Пунктом 1 статьи 1741 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 263-Ф3) предусмотрено, что доходы бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития территории, действующего на день внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган.</p>
<p>В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации ежегодно разрабатывается в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и одобряется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета в законодательный (представительный) орган.</p>
<p>Так, постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.10.2020 № 578 одобрен Прогноз социально-экономического развития Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, согласно которому поступление налога на прибыль организаций в республиканский бюджет в 2021 году по базовому варианту прогнозируется в сумме 10 646 млн рублей.</p>
<p>Учитывая изложенное, бюджетные назначения по налогу на прибыль организаций в сумме 10 645 897 тыс. рублей утверждены Законом № 88-ЗРХ в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.</p>
<p>На основании вышеизложенного, считаем, что Закон Республики Хакасия № 88-ЗРХ не противоречит федеральному законодательству, в связи с чем предлагается протест отклонить.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>Председатель комитета </p>
<p>Верховного Совета </p>
<p>Республики Хакасия</p>
<p>по бюджету и налоговой политике О.А. Иванов</p>