<p style="text-align: center;"><strong>ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>к проекту закона Республики Хакасия «О внесении изменений в Закон</strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong> Республики Хакасия «О республиканском бюджете Республики Хакасия </strong></p>
<p style="text-align: center;"><strong>на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»</strong></p>
<p> </p>
<p>Проект закона Республики Хакасия «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»» подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и обусловлен необходимостью внесения изменений в доходную и расходную части республиканского бюджета Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в части уточнения распределенных средств из федерального бюджета бюджету Республики Хакасия и внутреннего перераспределения бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Хакасия. </p>
<p> </p>
<p style="text-align: center;"><strong>I. Доходы республиканского бюджета на 2021 год</strong></p>
<p> </p>
<p>В целом доходы республиканского бюджета на 2021 год увеличиваются <strong>на 2 719 038 тыс. рублей </strong>(сальдированный результат), в том числе:</p>
<p><strong>1. Налоговые и неналоговые доходы республиканского бюджета увеличиваются на 4 532 294 тыс. рублей </strong>(исходя из фактического поступления доходов за 11 месяцев 2021 года, а также в связи с предоставлением уточненных данных главными администраторами доходов республиканского бюджета о прогнозе поступления доходов до конца текущего года), в том числе налог на прибыль организаций увеличивается <strong>на 3 277 397 тыс. рублей</strong>. По состоянию на 1 декабря текущего года бюджетные назначения выполнены на 121%. Поступления по налогу составили <strong>12 807 629 тыс. руле</strong>й, что в 4 раза больше чем в аналогичном периоде прошлого года.</p>
<p>Благоприятная для промышленных предприятий республики в текущем году конъюнктура цен и спроса на мировых рынках продукции и сырья обусловила рост налоговой базы по налогу на прибыль в алюминиевой и угледобывающей отраслях.</p>
<p>Также в связи с предоставлением уточненных данных главными администраторами доходов республиканского бюджета о прогнозе поступления доходов корректируются бюджетные назначения по следующим доходным источникам:</p>
<p>- налог на доходы физических лиц увеличивается <strong>на 361 130 тыс. рублей</strong>, что обусловлено сложившимся темпом роста поступлений налога за 11 месяцев текущего года на 3,1 процентных пункта (до 109,1 %) по сравнению с темпом роста, учтенном при прогнозировании налога (106,0%);</p>
<p>- налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с учетом роста фактических поступлений увеличивается на <strong>248 134 тыс. рублей</strong>, рост поступлений обеспечен как переходом налогоплательщиков на УСН в связи с отменой единого налога на вмененный доход, так и проводимой в республике политикой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса;</p>
<p>- налог на имущество организаций увеличивается на 138 390 тыс. рублей, что связано с ростом налогового потенциала по налогу, в таких отраслях как теплоэнергетика и угольная промышленность.</p>
<p>- налог на добычу полезных ископаемых увеличивается на 269 294 тыс. рублей, с учетом фактических поступлений налога, в связи с увеличением налогооблагаемой базы по организациям, занимающимся добычей угля;</p>
<p>- бюджетные назначения по прочим налоговым доходам увеличиваются на 72 848 тыс. рублей, что обусловлено фактическим ростом поступлений;</p>
<p>- неналоговые доходы увеличиваются на 165 101 тыс. рублей, в связи с дополнительными доходами от проведенных аукционов, ростом доходов от использования имущества и оказания платных услуг, а также увеличением поступлений от штрафов.</p>
<p> </p>
<p style="text-align: left;"><strong>2. Доходы за счет безвозмездных поступлений уменьшены на </strong><strong>1 813 256 тыс. рублей, из них:</strong></p>
<p>2.1. Дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в целом уменьшена на <br /><strong>3 317 685 тыс. рублей</strong> за счет:</p>
<p>снижения дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в размере <strong>4 006 968 тыс. рублей </strong>(дотация была предусмотрена в действующем законе о бюджете на 2021 год в целях обеспечения сбалансированности бюджета республики);</p>
<p>увеличения дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов на <strong>689 283 тыс. рублей </strong>в соответствии с проектом распределения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов из федерального бюджета в 2021 году.</p>
<p>2.2. Доходы за счет целевых безвозмездных поступлений увеличиваются на <strong>1 413 239 тыс. рублей</strong>, из них:</p>
<p>Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации увеличиваются на <strong>237 038 тыс. рублей</strong> (сальдированный результат), в том числе: </p>
<p><em><strong>за счет увеличения субсидий из федерального бюджета на 312 308 тыс.рублей, из них на:</strong></em></p>
<p>- осуществление ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет - <strong>63 019 тыс. рублей</strong>;</p>
<p>- осуществление ежемесячных выплат на детей в возрасте от трех до семи лет включительно – <strong>236 399 тыс. рублей</strong>;</p>
<p>- создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации – <strong>1 515 тыс. рублей</strong>;</p>
<p>- поддержку творческой деятельности и техническое оснащение детских и кукольных театров – <strong>8 738 тыс. рублей</strong>;</p>
<p>- поддержку отрасли культуры – <strong>2 637 тыс. рублей</strong>; </p>
<p><em><strong>за счет снижения субсидий из федерального бюджета на 75 270 тыс. рублей (исходя из потребности), из них на: </strong></em></p>
<p>- софинансирование расходов, связанных с оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан - <strong>70 000 тыс. рублей</strong>;</p>
<p>- софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в рамках обеспечения комплексного развития сельских территорий - <strong>533 тыс. рублей</strong>;</p>
<p>- поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным под-отраслям растениеводства и животноводства - <strong>4 737 тыс. рублей</strong></p>
<p> Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации сокращаются на <strong>148 895 тыс. рублей</strong> (сальдированный результат), в том числе:</p>
<p><em><strong>за счет увеличения субвенций из федерального бюджета на </strong></em><em><strong>16 539 тыс. рублей, из них на:</strong></em></p>
<p>- осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» - <strong>1 776 тыс. рублей</strong>;</p>
<p>- осуществление переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» – <strong>438 тыс. рублей</strong>;</p>
<p>- оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов – <strong>4 889 тыс. рублей</strong>;</p>
<p>- осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка – <strong>9 436 тыс. рублей</strong>;</p>
<p><em><strong>за счет снижения субвенций из федерального бюджета на 165 434 тыс. рублей (исходя из потребности), из них на: </strong></em></p>
<p>- оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан - <strong>6 000 тыс. рублей</strong>;</p>
<p>- реализацию полномочий Российской Федерации по осуществлению социальных выплат безработным гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» - <strong>116 421 тыс. рублей</strong>;</p>
<p>- выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» - <strong>43 013 тыс. рублей</strong>.</p>
<p> Иные межбюджетные трансферты увеличиваются <strong>на 1 325 096 тыс. рублей</strong>, в том числе на:</p>
<p>- обеспечение деятельности депутатов Государственной Думы и их помощников в избирательных округах – <strong>965 тыс. рублей</strong>; </p>
<p>- обеспечение деятельности сенаторов Российской Федерации и их помощников в субъектах Российской Федерации – <strong>2 052 тыс. рублей</strong>;</p>
<p>- софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по возмещению производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур – <strong>5 293 тыс. рублей</strong>;</p>
<p>- финансовое обеспечение дорожной деятельности – 133 000 тыс. рублей;</p>
<p>- финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» – <strong> 108 379 тыс. рублей</strong>;</p>
<p>- за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации -<strong> 1 075 407 тыс. рублей</strong>, из них:</p>
<p>- иные межбюджетные трансферты на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) педагогическим работникам государственных образовательных организаций субъектов Российской Федерации и г. Байконура, муниципальным образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья - 12 083 тыс. рублей;</p>
<p>- иные межбюджетные трансферты в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению выплат стимулирующего характера за дополнительную нагрузку медицинским работникам, участвующим в проведении вакцинации взрослого населения против новой короновирусной инфекции, и расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользуемые отпуска медицинским работникам, которым предоставлялись указанные стимулирующие выплаты - 26 428 тыс. рублей;</p>
<p>- иные межбюджетные трансферты финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджету соответствующего территориального фонда обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, в том числе с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в рамках реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования - 941 815 тыс. рублей;</p>
<p>- иные межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по приобретению лекарственных препаратов для лечения пациентов с новой короновирусной инфекцией (COVID-19), получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях - 60 946 тыс. рублей;</p>
<p>- иные межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по приобретению концентраторов кислорода производительностью более 1000 литров в минуту каждый (при наличии основной и резервной линий концентратора производительностью не менее 500 литров в минуту каждая) с учетом стоимости доставки и пусконаладочных работ - 32 600 тыс. рублей;</p>
<p>- иные межбюджетные трансферты на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) педагогическим работникам государственных образовательных организаций субъектов Российской Федерации и г. Байконура, муниципальным образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья - 1 500 тыс. рублей.</p>
<p>2.3. Безвозмездные поступления от государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства – <strong>91 165 тыс. рублей</strong>.</p>
<p>2.4. Прочие безвозмездные поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации от ИП И.И. Миндибеков для строительства на селе по договору найма - <strong>25 тыс. рублей</strong>.</p>
<p> </p>
<p style="text-align: center;"><strong>II. Расходы республиканского бюджета на 2021 год</strong></p>
<p> </p>
<p>Расходная часть республиканского бюджета на 2021 год в целом увеличивается <strong>на 2 737 943 тыс. рублей</strong> (сальдированный результат с учетом внутреннего перераспределения бюджетных ассигнований республиканского бюджета), в том числе за счет:</p>
<p>1.Увеличения безвозмездных целевых поступлений из федерального бюджета <strong>на 1 413 239 тыс. рублей</strong>.</p>
<p>2. Увеличения прочих безвозмездных поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – <strong>110 070 тыс. рублей.</strong></p>
<p>3. Увеличения прочих безвозмездных поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации от ИП И.И. Миндибеков для ГКУ РХ Аскизская ветстанция для строительства жилья на селе по договору найма - <strong>25 тыс. рублей.</strong></p>
<p>4. Увеличения собственных доходов республиканского бюджета на <strong>1 214 609 тыс. рублей </strong>(сальдированный результат). Данное увеличение обусловлено предоставлением дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов, увеличением налоговых и неналоговых доходов бюджета, а также внутренним перераспределением бюджетных ассигнований.</p>
<p><strong>Основное увеличение расходов республиканского бюджета сложилось за счет увеличения бюджетных ассигнований, из них на:</strong></p>
<p>- погашение кредиторской задолженности по начислениям на оплату труда за счет субвенции по общему и дошкольному образованию - <br /><strong>1 017 300 тыс. рублей</strong>;</p>
<p>- расходы на здравоохранение <strong>на 104 419 тыс. рублей</strong> (в том числе: на восстановление бюджетных ассигнований по учреждениям здравоохранения, связанное с перераспределением в течении года расходов на мероприятия по ликвидации и распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19);</p>
<p>- предоставление финансовой помощи муниципальным образованиям республики (<em>дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов</em>) - <strong>78 731 тыс. рублей;</strong></p>
<p>- удорожание стоимости суммы контракта, в связи с увеличением цен на строительные материалы, по строительству детского сада в г. Черногорске в рамках реализации национального проекта «Демография» на<strong> 33 061 тыс. рублей; </strong></p>
<p>- исполнение судебных актов за счет казны субъекта <strong>на 302 161 тыс. рублей </strong>(в том числе на восстановление бюджетных ассигнований, связанное с их перераспределением в течении года на оказание дополнительная финансовая помощь в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, в том числе в соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.11.2021 № 614 в сумме 180 509 тыс. рублей).</p>
<p> </p>
<p><strong>Уменьшены бюджетные ассигнования, из них на:</strong></p>
<p>- обслуживание государственного долга <em>(экономия по уплате процентов по коммерческим кредитам, в связи с их замещением бюджетным кредитом в объеме 5 млрд 209 млн рублей)</em> - <strong>91 185 тыс. рублей</strong>;</p>
<p>- выпадающие доходы организаций жилищно-коммунального комплекса <em>(исходя из предъявленных ресурсоснабжающими организациями заявок на финансирование)</em> - <strong>62 883 тыс. рублей</strong>;</p>
<p>- субсидии организациям воздушного транспорта <em>(направление Абакан-Иркутск не попал в список субсидируемых направлений; направление Абакан-Красноярск фактически летает 2 раза в неделю вместо запланированных 5 раз в неделю)</em>- <strong>9 000 тыс. рублей;</strong></p>
<p>- проектирование, строительство, реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципальных образований; на капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения городских округов и поселений, малых и отдаленных сел; содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения <em>(экономия по результатам торгов) </em> - <strong>40 711 тыс. рублей;</strong></p>
<p>- социальные выплаты гражданам <em>(исходя из фактической потребности)</em> - <strong>71 369 тыс. рублей</strong> (в том числе за счет уменьшения доли республиканского бюджета на осуществление ежемесячных выплат на детей в возрасте от трех до семи лет включительно в сумме 50 112 тыс. рублей, в связи с уменьшением федеральных средств);</p>
<p>- субвенции муниципальным образованиям на выплату опекунских пособий на содержание детей-сирот, а также вознаграждение причитающееся приемному родителю; субвенции муниципальным образованиям на выплату компенсации части родительской платы за детский сад; субвенции на осуществление государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних<em> (исходя из фактической потребности) </em>- <strong>38 269 тыс. рублей.</strong></p>
<p> </p>
<p style="text-align: center;"><strong>III. Основные параметры республиканского бюджета на 2021 год </strong></p>
<p> </p>
<p>Исходя из предлагаемых изменений, основные параметры республиканского бюджета на 2021 год сложились следующим образом:</p>
<p>доходы – 46 449 916 тыс. рублей;</p>
<p>расходы – 46 586 045 тыс. рублей;</p>
<p>дефицит – 136 129 тыс. рублей.</p>
<p>Дефицит республиканского бюджета Республики Хакасия на 2021 год сформирован в размере 0,3 процентов утвержденного общего годового объема доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.</p>
<p> </p>
<p style="text-align: center;"><strong>IV. Основные параметры республиканского бюджета на 2022-2023 годы </strong></p>
<p> </p>
<p>Доходы и расходы республиканского бюджета на 2022 год увеличиваются на <strong>141 835 тыс. рублей</strong> за счет: </p>
<p>- поступления из федерального бюджета субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в рамках финансового обеспечения программ, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания - <strong>175 306 тыс. рублей</strong>;</p>
<p>- уменьшения иного межбюджетного трансферта на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на <strong>33 471 тыс. рублей. </strong></p>
<p>Исходя из предлагаемых изменений, основные параметры республиканского бюджета на 2022 год сложились следующим образом:</p>
<p>доходы – 37 276 452 тыс. рублей;</p>
<p>расходы – 38 337 010 тыс. рублей;</p>
<p>дефицит – 1 060 558 тыс. рублей.</p>
<p>Дефицит республиканского бюджета Республики Хакасия на 2022 год сформирован в размере 2,8 процентов утвержденного общего годового объема доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.</p>
<p>Доходы и расходы республиканского бюджета на 2023 год увеличиваются на <strong>174 703 тыс. рублей </strong>за счет поступлений из федерального бюджета субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в рамках финансового обеспечения программ, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания. </p>
<p>Исходя из предлагаемых изменений, основные параметры республиканского бюджета на 2023 год сложились следующим образом:</p>
<p>доходы – 38 038 280 тыс. рублей;</p>
<p>расходы – 38 996 063 тыс. рублей;</p>
<p>дефицит – 957 783 тыс. рублей.</p>
<p>Дефицит республиканского бюджета Республики Хакасия на 2023 год сформирован в размере 2,5 процентов утвержденного общего годового объема доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> Исполняющий обязанности</p>
<p>Министра финансов Республики Хакасия И.А. Тугужеков<br /> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>