11-я сессия Верховного Совета Республики Хакасия

Вопрос № 22

О протесте прокурора Республики Хакасия на часть 3 статьи 9, части 1 и 3 статьи 21, часть 1 статьи 22 Закона Республики Хакасия от 28 июня 2006 года № 34-ЗРХ «О пожарной безопасности»

Докладывает: Соболев Валерий Фёдорович председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по экологии, природным ресурсам и природопользованию

Материалы по рассматриваемому вопросу:

Постановление Верховного Совета Республики Хакасия
<p align="center"><strong>ПОСТАНОВЛЕНИЕ</strong></p> <p align="center"><strong>ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ</strong></p> <p align="center"><strong> </strong></p> <p align="center"><strong> </strong></p> <p align="center"><strong> О протесте прокурора Республики Хакасия на</strong> <strong>часть 3 статьи 9, </strong></p> <p align="center"><strong>части 1 и 3 статьи 21, часть 1 статьи 22 Закона Республики Хакасия </strong></p> <p align="center"><strong>от 28 июня 2006 года № 34-ЗРХ «О пожарной безопасности»</strong></p> <p><strong> </strong></p> <p>Рассмотрев протест прокурора Республики Хакасия от 30 сентября 2014 года № 22-16-2014 на часть 3 статьи 9, части 1 и 3 статьи 21, часть 1 статьи 22 Закона Республики Хакасия от 28 июня 2006 года № 34-ЗРХ «О пожарной безопасности»,</p> <p>Верховный Совет Республики Хакасия</p> <p> </p> <p align="center">П О С Т А Н О В Л Я Е Т:</p> <p> </p> <p>1. Протест  прокурора  Республики  Хакасия  от  30  сентября  2014 года № 22-16-2014 на часть 3 статьи 9, части 1 и 3 статьи 21, часть 1 статьи 22 Закона Республики Хакасия от 28 июня 2006 года № 34-ЗРХ «О пожарной безопасности» удовлетворить.</p> <p>2. Комитету Верховного Совета Республики Хакасия по экологии, природным ресурсам и природопользованию в целях приведения Закона Республики Хакасия «О пожарной безопасности» в соответствие с федеральным законодательством подготовить проект закона Республики Хакасия «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О пожарной безопасности» и внести его на рассмотрение Верховного Совета Республики Хакасия.</p> <p>3. Направить настоящее Постановление прокурору Республики Хакасия.</p> <p>4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.</p> <p align="left"> </p> <p align="left"> </p> <p align="left"> </p> <p align="left"> </p> <p>Председатель</p> <p>Верховного Совета</p> <p>Республики Хакасия                                                                 В.Н. Штыгашев</p> <p> </p> <p>г. Абакан</p> <p>29 октября 2014 года</p> <p>№ 497-11</p>
Постановление Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от 08.10.2014 № 251-п
<p align="center"><strong>П О С Т А Н О В Л Е Н И Е</strong></p> <p align="center"><strong>ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ</strong></p> <p align="center"> </p> <p align="center"><strong>О проекте постановления Верховного Совета Республики Хакасия </strong></p> <p align="center"><strong>«О протесте прокурора Республики Хакасия на часть 3 статьи 9, </strong></p> <p align="center"><strong>части 1 и 3 статьи 21, часть 1 статьи 22 Закона Республики Хакасия </strong></p> <p align="center"><strong>от 28 июня 2006 года № 34-ЗРХ «О пожарной безопасности»</strong></p> <p align="center"><strong> </strong></p> <p style="text-align: justify;">Рассмотрев проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на часть 3 статьи 9, части 1 и 3 статьи 21, часть 1 статьи 22 Закона Республики Хакасия от 28 июня 2006 года   № 34-ЗРХ «О пожарной безопасности»,</p> <p style="text-align: justify;">Президиум Верховного Совета Республики Хакасия</p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p align="center">П О С Т А Н О В Л Я Е Т:</p> <p align="center"> </p> <p style="text-align: justify;">1. Внести проект постановления Верховного Совета Республики Хакасия «О протесте прокурора Республики Хакасия на часть 3 статьи 9, части 1 и 3 статьи 21, часть 1 статьи 22 Закона Республики Хакасия от 28 июня 2006 года № 34-ЗРХ «О пожарной безопасности» на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета Республики Хакасия.</p> <p style="text-align: justify;">2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.</p> <p> </p> <p> </p> <p> </p> <p>Первый заместитель</p> <p>Председателя</p> <p>Верховного Совета</p> <p>Республики Хакасия                                                            Ю.А. Шпигальских</p> <p> </p> <p>г. Абакан</p> <p><span style="text-decoration: underline;">08</span> октября 2014 года</p> <p> </p> <p>№ <span style="text-decoration: underline;">251-п</span></p> <p align="center"> </p> <p align="center"> </p>
Сопроводительное письмо
<div> <p style="text-align: right;">Председателю</p> <p style="text-align: right;">Верховного Совета</p> <p style="text-align: right;">Республики Хакасия</p> <p style="text-align: right;" align="left">Штыгашеву В.Н.</p> </div> <p> </p> <div> <p align="center"> Уважаемый Владимир Николаевич!</p> <p> </p> <p style="text-align: justify;">Направляю для рассмотрения протест прокуратуры республики на часть 3 статьи 9, части 1 и 3 статьи 21, часть 1 статьи 22 Закона Республики Хакасия от 28.06.2006 № 34-ЗРХ «О пожарной безопасности» (в ред. от 16.12.2013).</p> <p style="text-align: justify;" align="left"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left">Приложение: на 4 л.</p> </div> <p> </p> <p>Первый заместитель прокурора</p> <p>Республики Хакасия                                                     Н.Н. Макеев</p>
Протест прокурора РХ
<div> <p style="text-align: right;" align="left">Председателю</p> <p style="text-align: right;" align="left">Верховного Совета</p> <p style="text-align: right;" align="left">Республики Хакасия</p> <p style="text-align: right;" align="left">Штыгашеву В.Н.</p>   <p align="left">ПРОТЕСТ</p> <p>На часть 3 статьи 9, части 1 и 3 статьи 21,</p> <p>часть 1 статьи 22 Закона Республики Хакасия</p> <p>от 28.06.2006 № 34-ЗРХ</p> <p>«О пожарной безопасности» (в ред. от 16.12.2013) в части</p> <p> </p> <p style="text-align: justify;">21.06.2006 Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия «О пожарной безопасности», который подписан Председателем Правительства Республики Хакасия 28.06.2006 за № 34-ЗРХ и в настоящее время действует в редакции Законов Республики Хакасия от 21.02.2007 № 2-ЗРХ, от 25.12.2007 № 106-ЗРХ, от 04.05.2009 № 42-ЗРХ, от 11.05.2010 № 39-ЗРХ, от 31.05.2011 № 51-ЗРХ, от 15.03.2013 № 15-ЗРХ, от 05.07.2013 № 63-ЗРХ, от 16.12.2013 № 100-ЗРХ (далее - Закон РХ № 34-ЗРХ).</p> <p style="text-align: justify;">Тексты нормативных правовых актов опубликованы в бюллетенях «Вестник Хакасии» от 04.07.2006 № 37; от 02.03.2007 № 14; от 27.12.2007 № 85; от 08.05.2009 № 28; от 18.05.2010 № 33; от 07.06.2011 № 48; от 18.03.2013 № 16; от 09.11.2013 № 214; от 08.07.2013 № 47; от 17.12.2013 № 80.</p> <p style="text-align: justify;">Отдельные положения Закона РХ № 34-ЗРХ противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.</p> <p style="text-align: justify;">Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 12.03.2014) (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ).</p> <p style="text-align: justify;">Частью 3 статьи 9 Закона РХ № 34-ЗРХ установлено, что финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» осуществляется их учредителями за счет собственных средств.</p> <p style="text-align: justify;">Согласно частям 5 и 6 статьи 10 Федерального закона № 69-ФЗ финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной и частной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется их учредителями за счет собственных средств, тогда как финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций добровольным пожарным осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.</p> </div> <div style="text-align: justify;"> <p>Таким образом, часть 3 статьи 9 Закона РХ № 34-ЗРХ противоречит федеральному законодательству, поскольку устанавливает отличный от него порядок финансового и материально-технического обеспечения деятельности добровольной пожарной охраны, а также финансового обеспечения социальных гарантий и компенсаций добровольным пожарным.</p> <p>Частью 1 статьи 21 Закона РХ № 34-ЗРХ установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия несут:</p> <p align="left">1)  собственники имущества;</p> <p align="left">2)  руководители федеральных органов исполнительной власти;</p> <p align="left">3)  руководители органов местного самоуправления;</p> <p>4) лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;</p> <p>5) лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;</p> <p align="left">6) должностные лица в пределах их компетенции.</p> <p>Согласно части 3 статьи 21 Закона РХ № 34-ЗРХ лица, указанные в части 1 настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.</p> <p>В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона РХ № 34-ЗРХ основания и порядок привлечения руководителей организаций к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.</p> <p>Из анализа приведенных положений следует, что на основании законодательства Республики Хакасия виновных лиц предполагается привлекать к административной ответственности, поскольку привлечение к уголовной и дисциплинарной ответственности возможно только на основании федерального закона (см. статью 71 Конституции Российской Федерации, статью 22 Трудового кодекса Российской Федерации).</p> <p style="text-align: left;" align="right">Между тем, согласно части 1 статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность  за  нарушение  требований  пожарной  безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:</p> <p style="text-align: left;" align="right">собственники имущества;</p> <p align="left">руководители федеральных органов исполнительной власти;</p> <p align="left">руководители органов местного самоуправления;</p> <p>лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;</p> <p>лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;</p> <p align="left">должностные лица в пределах их компетенции.</p> <p>Частью 3 статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ установлено, что лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.</p> <p>Часть 2 статьи 39 Федерального закона № 69-ФЗ определяет, что основания и порядок привлечения руководителей организаций к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации.</p> <p>В силу требований статей 1, 2, 18, 19, 20, 34, 38, 39 Федерального закона № 69-ФЗ правила пожарной безопасности устанавливаются нормативными документами, принимаемыми на федеральном уровне (стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы обязательные для исполнения пожарной безопасности).</p> <p>При этом, несмотря на то, что субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, административная ответственность за нарушение законодательства в этой сфере устанавливается законодательством Российской Федерации. Так, административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности установлена статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. </p> <p>Данная позиция неоднократно подтверждалась практикой Верховного Суда Российской Федерации (см. Определения от 03.09.2008 № 58-Г08-12; от 09.06.2010 № 57-Г10-6; от 11.12.2013 № 57-АПГ13-6; от 30.10.2013 № 85-АПГ13-6).</p> <p>Кроме того, Закон Республики Хакасия от 17.12.2008 № 91-ЗРХ «Об административных правонарушениях» не содержит норм, направленных на защиту правоотношений в сфере пожарной безопасности.</p> <p>Таким образом, части 1 и 3 статьи 21, часть 1 статьи 22 Закона РХ № 34-ЗРХ противоречат федеральному законодательству в части установления возможности привлечения виновных лиц к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности на основании законодательства Республики Хакасия.</p> </div> <p style="text-align: justify;" align="left">На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,</p> <div> <p style="text-align: center;">ПРЕДЛАГАЮ:</p> <p style="text-align: justify;">1.  Рассмотреть настоящий протест на ближайшей сессии Верховного Совета Республики Хакасия с внесением изменений в часть 3 статьи 9, части 1 и 3 статьи 21, часть 1 статьи 22 Закона Республики Хакасия от 28.06.2006 № 34-ЗРХ «О пожарной безопасности» (в ред. от 16.12.2013).</p> <p style="text-align: justify;">2.   О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру республики в установленный законом срок.</p> </div> <p> </p> <p>Прокурор республики                                        В.И. Ломакин</p>