<p> Вносится</p>
<p> Верховным Советом</p>
<p> Республики Хакасия</p>
<p> </p>
<p> Проект № ___________</p>
<p align="center"> </p>
<p align="center">РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</p>
<p align="center"> </p>
<p align="center">ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</p>
<p align="center"> </p>
<p align="center"><strong>О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ </strong></p>
<p align="center"><strong>АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ УСИЛЕНИЯ </strong></p>
<p align="center"><strong>ОТВЕТСТВЕННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ЗА СОКРЫТИЕ </strong></p>
<p align="center"><strong>НАЛОГОВОЙ БАЗЫ И БАЗЫ ДЛЯ НАЧИСЛЕНИЯ</strong></p>
<p align="center"><strong>СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ </strong></p>
<p align="center"><strong>ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ</strong></p>
<p> </p>
<p><strong>Статья 1</strong></p>
<p> </p>
<p>Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 27, ст. 2878; 2011, № 30, ст. 4590; 2013, № 27, ст. 3477; № 52, ст. 6986; 2014, № 14, ст. 1547) следующие изменения:</p>
<p>1) абзац пятый части первой статьи 21 дополнить словами «, условиями оплаты труда, установленными трудовым договором»;</p>
<p>2) статью 130 дополнить абзацем одиннадцатым следующего содержания:</p>
<p>«выплата заработной платы в соответствии с условиями оплаты труда, установленными трудовым договором.»;</p>
<p>3) статью 132 дополнить частью третьей следующего содержания:</p>
<p>«Запрещается оплачивать труд работника в размере, не соответствующем условиям трудового договора об оплате труда. Нарушение данного запрета влечёт административную или уголовную ответственность работодателя.».</p>
<p> </p>
<p><strong>Статья 2</strong></p>
<p> </p>
<p>Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2003, № 22, ст. 2066; 2006, № 31, ст. 3436; 2010, № 31, ст. 4198; 2011, № 30, ст. 4575; № 47, ст. 6611; 2013, № 30, ст. 4081; 2014, № 48, ст. 6657) следующие изменения:</p>
<p>1) статью 120 дополнить пунктами 5 и 6 следующего содержания:</p>
<p>«5. Те же деяния, совершенные путём занижения на счетах бухгалтерского учёта или регистрах налогового учёта размера фактически выплаченной работникам заработной платы,</p>
<p>влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 150 тысяч рублей.</p>
<p>6. Выплата налоговыми агентами доходов физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам без отражения в бухгалтерском и (или) налоговом учёте</p>
<p>влечёт взыскание штрафа в размере 50 процентов от суммы неначисленного, неудержанного налога, но не менее 200 тысяч рублей по выплатам в пользу каждого физического лица в налоговом периоде.»;</p>
<p>2) статью 122 дополнить пунктом 5 следующего содержания:</p>
<p>«5. Неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога после получения им сведений о занижении налоговой базы налоговым агентом</p>
<p>влечёт взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога.».</p>
<p> </p>
<p><strong>Статья 3</strong></p>
<p> </p>
<p>Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 1, ст. 18; № 23, ст. 2289; 2003, № 1, ст. 2; 2006, № 31, ст. 3436, 3452; 2007, № 31, ст. 4013; 2009, № 29, ст. 3639; № 52, ст. 6444; 2010, № 21, ст. 2524; № 31, ст. 4198; 2011, № 1, ст. 7; № 49, ст. 7014; 2013, № 44, ст. 5645; 2014, № 48, ст. 6649) следующие изменения:</p>
<p>1) статью 226 дополнить пунктом 10 следующего содержания:</p>
<p>«10. В случае получения налогоплательщиком достоверных и точных сведений о невыполнении налоговым агентом своей обязанности по удержанию налога, в том числе в результате занижения налоговой базы, он обязан уплатить налог самостоятельно с представлением налоговой декларации. В случае, если имеющиеся сведения не позволяют определить размер неудержанного налога, налогоплательщик в срок, установленный для представления налоговой декларации, обязан направить в соответствующий налоговый орган уведомление о невыполнении налоговым агентом своей обязанности без уплаты налога и представления налоговой декларации.»;</p>
<p>2) в пункте 1 статьи 229:</p>
<p>а) абзац первый после слов «указанными в» дополнить словами «пункте 10 статьи 226,»;</p>
<p>б) дополнить абзацем третьим следующего содержания:</p>
<p>«В случае, указанном в пункте 10 статьи 226 настоящего Кодекса, налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения налогоплательщиком сведений о невыполнении налоговым агентом своей обязанности по удержанию налога.».</p>
<p> </p>
<p><strong>Статья 4</strong></p>
<p> </p>
<p>Статью 47 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 30, ст. 3738) дополнить частью 3 следующего содержания:</p>
<p>«3. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершённые повторно, влекут взыскание штрафа в размере 80 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.».</p>
<p><strong>Статья 5</strong></p>
<p> </p>
<p>Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 44, ст. 4295; 2003, № 27, ст. 2700, 2717; № 46, ст. 4434; № 50, ст. 4847, 4855; 2004; № 34, ст. 3533; 2005, № 1, ст. 13; № 10, ст. 763; № 19, ст. 1752; № 27, ст. 2719, 2721; 2006, № 1, ст. 10; № 10, ст. 1067; № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 19, ст. 2066; № 23, ст. 2380; № 31, ст. 3420, 3452; № 45, ст. 4641; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21, 29; № 30, ст. 3755; 2008, № 18, ст. 1941; 2009, № 7, ст. 777; № 23, ст. 2759; № 26, ст. 3120; 2010, № 1, ст. 1; № 21, ст. 2525; № 23, ст. 2790; № 30, ст. 4006; № 31, ст. 4164, 4195, 4207, 4208; № 49, ст. 6409; 2011, № 1, ст. 10, 23, 54; № 7, ст. 901; № 17, ст. 2310; № 23, ст. 3260; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4298; № 30, ст. 4573, 4585, 4590, 4598, 4600, 4605; № 50, ст. 7342, 7345, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, № 10, ст. 1166; № 19, ст. 2278, 2281; № 24, ст. 3082; № 31, ст. 4320, 4330; № 47, ст. 6402, 6403; № 49, ст. 6757; № 53, ст. 7577, 7602, 7640; 2013, № 14, ст. 1651, 1666; № 19, ст. 2323; № 26, ст. 3208; № 27, ст. 3454; № 30, ст. 4025, 4029, 4030, 4031, 4032, 4034, 4036, 4040, 4044, 4078, 4082; № 31, ст. 4191; № 43, ст. 5444; № 44, ст. 5643; № 48, ст. 6161, 6165; № 49, ст. 6327; № 51, ст. 6683, 6685, 6695; № 52, ст. 6961, 7002; 2014, № 6, ст. 566; № 11, ст. 1092; № 14, ст. 1562; № 19, ст. 2302, 2306, 2310, 2324, 2325, 2326, 2327, 2330, 2335; № 26, ст. 3366, 3379; № 30, ст. 4211, 4218, 4228, 4233, 4248, 4259, 4264, 4278; № 42, ст. 5615; № 48, ст. 6636, 6642, 6651; 2015, № 1, ст. 67, 74, 85) следующие изменения:</p>
<p>1) в статье 15.11:</p>
<p>а) слово «Грубое» заменить словами «1. Грубое»;</p>
<p>б) дополнить частью 2 следующего содержания:</p>
<p>«2. Те же деяния в целях занижения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц или занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и обязательное медицинское страхование</p>
<p>влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.»;</p>
<p>2) пункт 4 части 5 статьи 28.3 после слов «частью 2 статьи 15.10,» дополнить словами «частью 2 статьи 15.11 (в части административных правонарушений, связанных с определением базы для начисления страховых взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды),».</p>
<p> </p>
<p><strong>Статья 6</strong></p>
<p> </p>
<p>Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01 января 2016 года.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>Президент</p>
<p>Российской Федерации В. Путин</p>
<p><br clear="all" />
</p>
<p align="center"><strong>ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА</strong></p>
<p align="center"> </p>
<p align="center"><strong>к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные</strong></p>
<p align="center"><strong>законодательные акты Российской Федерации в целях усиления</strong></p>
<p align="center"><strong>ответственности работодателей за сокрытие налоговой базы </strong></p>
<p align="center"><strong>и базы для начисления страховых взносов в государственные </strong></p>
<p align="center"><strong>внебюджетные фонды»</strong></p>
<p align="center"> </p>
<p align="center"> </p>
<p>Предметом законодательного регулирования представляемого проекта федерального закона являются общественные отношения, возникающие при уплате работодателями страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и удержании налога на доходы физических лиц.</p>
<p>Законопроект разработан с целью усиления ответственности работодателей, отражающих в отчётности заработную плату наёмных работников ниже фактически выплачиваемой, а также установления ответственности работников, получающих заработную плату, в отношении которой не производилось удержание налога на доходы физических лиц.</p>
<p>Кроме того, законопроектом предлагается установить государственные гарантии защиты прав работников, которые могут оказаться нарушенными вследствие занижения работодателями налоговой базы по налогу на доходы физических лиц. Платежеспособность работников, получающих справки о заработной плате с заниженным её размером, искусственно снижается, что влечёт уменьшение возможностей пользоваться кредитными продуктами с приемлемыми процентными ставками. Также уменьшенные отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации непосредственно отражаются на размере будущей пенсии работника.</p>
<p>Таким образом, работодатель, занижая размер налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, существенно нарушает не только трудовые, но и гражданские и социальные права работника.</p>
<p>Вместе с тем необходимо учитывать, что в отношениях, связанных с выплатами «серых» зарплат, участвуют обе стороны (работник и работодатель), сознающие незаконность этого деяния, снижающего объём налоговой базы и базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. При этом работник оказывается в зависимом положении от работодателя, в том числе по причине пробелов налогового законодательства, позволяющих работнику покрывать работодателя.</p>
<p>Установление законом обязанности работника самостоятельно уплачивать налог в связи с невыполнением работодателем обязанности налогового агента, а также его ответственности за невыполнение этой обязанности будет значительно сдерживать обе стороны от выплат и получения соответственно зарплат «в конверте».</p>
<p>В связи с этим предлагается установить ответственность налогоплательщика за несообщение в налоговые органы о невыполнении налоговым агентом обязанности по удержанию налога на доходы физических лиц в случае, когда имеются достаточные сведения об этом.</p>
<p>Установление обязанности работника уплатить налог в случае невыполнения работодателем своей обязанности налогового агента, установление ответственности работника за невыполнение вновь устанавливаемой обязанности и усиление ответственности работодателя за занижение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и базы для начисления страховых взносов в совокупности являются сдерживающими факторами для продолжения практики выплаты «серых» зарплат в Российской Федерации.</p>
<p>Учитывая изложенное, статью 120 части первой Налогового кодекса Российской Федерации предлагается дополнить пунктами 5 и 6, предусматривающими ответственность налоговых агентов за занижение на счетах бухгалтерского учёта или регистрах налогового учёта размера фактически выплаченной работникам заработной платы в виде штрафа в размере 40 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 150 тысяч рублей, а также ответственность за выплату налоговыми агентами доходов физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам без отражения в бухгалтерском и (или) налоговом учёте в виде штрафа в размере 50 процентов от суммы неначисленного, неудержанного налога, но не менее 200 тысяч рублей по выплатам в пользу каждого физического лица в налоговом периоде.</p>
<p>Дополнением статьи 122 части первой Налогового кодекса Российской Федерации предлагается установить ответственность налогоплательщиков налога на доходы физических лиц за неуплату налога на доходы физического лица в случае наличия достаточной информации о неудержании или неполном удержании работодателем данного налога.</p>
<p>Статьи 226, 229 части второй Налогового кодекса Российской Федерации предлагается дополнить положениями, устанавливающими обязанность налогоплательщиков налога на доходы физического лица самостоятельно уплачивать налог в случае получения ими сведений о невыполнении налоговым агентом соответствующей обязанности, представив налоговую декларацию. В случае, если имеющиеся у налогоплательщика сведения не позволяют определить размер налога, не полностью удержанного налоговым агентом, предлагается установить обязанность налогоплательщика сообщить о невыполнении налоговым агентом своей обязанности в налоговый орган.</p>
<p>Статью 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» предлагается дополнить положением, предусматривающим ответственность плательщика страховых взносов за повторное совершение правонарушения в виде занижения базы для расчёта страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.</p>
<p>Кроме того, внесением изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается установить ответственность руководителей организаций, являющихся налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц, которые путём нарушения правил ведения бухгалтерского учёта осуществили занижение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, а также базы для начисления страховых взносов.</p>
<p> </p>
<p>Первый заместитель</p>
<p>Председателя</p>
<p>Верховного Совета</p>
<p>Республики Хакасия Ю.А. Шпигальских <br clear="all" />
</p>