<div>
<p style="text-align: right;" align="left">Председателю</p>
<p style="text-align: right;" align="left">Верховного Совета</p>
<p style="text-align: right;" align="left">Республики Хакасия</p>
<p style="text-align: right;">Штыгашеву В.Н. </p>
<p> </p>
<p align="left">ПРОТЕСТ</p>
<div>На статьи 26(1) и 28 Закона Республики Хакасия</div>
<p>от 17.12.2008 № 91-ЗРХ «Об административных</p>
<p>правонарушениях» (в ред. от 11.02.2015)</p>
<p> </p>
<p style="text-align: justify;">Верховным Советом Республики Хакасия 10.12.2008 принят Закон Республики Хакасия «Об административных правонарушениях» (далее -Закон РХ № 91-ЗРХ), который подписан Председателем Правительства Республики Хакасия 17.12.2008 за № 91-ЗРХ и в настоящее время действует в редакции Законов Республики Хакасия от 09.07.2009 № 79-ЗРХ, от 19.10.2009 № 97-ЗРХ, от 25.12.2009 № 147-ЗРХ, от 15.02.2010 № 01-ЗРХ, от 02.12.2011№ 111-ЗРХ, от 29.12.2011 № 134-ЗРХ, от 24.02.2012 № 17-ЗРХ, от 20.12.2011№ 117-ЗРХ, от 29.04.2013 № 23-ЗРХ, от 03.06.2013 № 40-ЗРХ, от 26.12.2011 № 140-ЗРХ, от 21.01.2014 № 13-ЗРХ, от 08.05.2014 26-ЗРХ, от 06.10.2011№ 76-ЗРХ, 11.02.2015 № 07-ЗРХ.</p>
<p style="text-align: justify;">Тексты данных нормативных правовых актов опубликованы в бюллетенях «Вестник Хакасии» от 23.12.2008 № 79, от 17.07.2009 № 50, от 20.10.2009 № 80, от 29.12.2009 № 98, от 19.02.2010 № 10, от 07.12.2011№ 110, от 30.12.2011 № 123, от 01.03.2012 № 21, от 21.12.2012 № 107, от 30.04.2013 № 25, от 04.06.2013 № 32, от 27.12.2013 № 87, от 24.02.2014 № 13, от 12.05.2014 № 28, от 07.10.2014 № 66, от 12.02.2015 № 8.</p>
<p style="text-align: justify;">По результатам проверки установлено, что отдельные положения Закона РХ № 91-ЗРХ вступили в противоречие с федеральным законодательством по следующим основаниям.</p>
<p style="text-align: justify;">В силу положений пункта 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное</p>
</div>
<p style="text-align: justify;">значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.</p>
<div>
<p style="text-align: justify;">Пунктом 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ к полномочиям субъекта Российской Федерации отнесено установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.</p>
<p style="text-align: justify;">Таким образом, Верховный Совет Республики Хакасия, устанавливая административную ответственность за те или иные административные правонарушения, не вправе вторгаться в общественные отношения, регулирование которых входит в предмет ведения Российской Федерации.</p>
<p style="text-align: justify;">Согласно частям 2, 5 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 24.11.2014) (далее - Федеральный закон № 33-ФЗ) с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады.</p>
<p style="text-align: justify;">Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.</p>
<p style="text-align: justify;">При этом за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах статей 8.39 КоАП РФ установлена административная ответственность.</p>
<p style="text-align: justify;">Диспозиция статьи 8.39 КоАП РФ распространяется на любые особо охраняемые природные территории и не содержит исключений в зависимости от субъектов, в ведении которых они находятся. Данный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой (например, см. постановление ФАС Московского округа от 17.07.2014 по делу № А40-153121/13-119-1420).</p>
<p style="text-align: justify;">Несмотря на указанные положения федерального законодательства, статьей 26(1) Закона РХ № 91-ЗРХ установлена административная ответственность за нарушение установленного режима особой охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения в Республике Хакасия, а также их охранных зон; статей 28 Закона РХ № 91-ЗРХ предусмотрена административная ответственность за повреждение, разрушение родников, имеющих статус памятников природы регионального значения, или элементов их обустройства. Ответственность за данные правонарушения установлена региональным законодателем с превышением компетенции.</p>
</div>
<div>
<p style="text-align: justify;" align="left">На основании вышеизложенного, руководствуясь статей 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,</p>
<p> </p>
<p style="text-align: center;">ПРЕДЛАГАЮ:</p>
<p style="text-align: justify;">1. Рассмотреть настоящий протест на ближайшей сессии Верховного Совета Республики Хакасия с отменой статей 26(1) и 28 Закона Республики Хакасия от 17.12.2008 № 91-ЗРХ «Об административных правонарушениях» (в ред. от 11.02.2015).</p>
<p style="text-align: justify;">2. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру республики в установленный законом срок.</p>
</div>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p style="text-align: justify;">Прокурор республики В.И. Ломакин</p>