<p style="text-align: right;">Председателю</p>
<p style="text-align: right;">Верховного Совета</p>
<p style="text-align: right;">Республики Хакасия</p>
<p style="text-align: right;" align="left">Штыгашеву В.Н.</p>
<p> </p>
<p>ПРОТЕСТ</p>
<p>На Закон Республики Хакасия от 20.12.2012 № 119-ЗРХ</p>
<p>«О социальной поддержке медицинских и фармацевтических</p>
<p>работников, проживающих и работающих в сельских населенных</p>
<p>пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках),</p>
<p>занимающих должности в медицинских организациях государственной</p>
<p>системы здравоохранения Республики Хакасия» (в ред. от 10.06.2014) в части</p>
<p> </p>
<p>Верховным Советом Республики Хакасия 12.12.2012 принят Закон Республики Хакасия «О социальной поддержке медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках), занимающих должности в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Республики Хакасия», который подписан Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия 20.12.2012 за № 119-ЗРХ (далее - Закон) и в настоящее время действует в редакции Закона Республики Хакасия от 10.06.2014 № 56-ЗРХ.</p>
<p>Тексты перечисленных нормативных правовых актов опубликованы в бюллетенях «Вестник Хакасии» от 21.12.2012 № 107, от 11.06.2014 № 37.</p>
<p>По результатам проверки установлено, что отдельные положения Закона противоречат требованиям федерального законодательства по следующим основаниям.</p>
<p>Закон, согласно его преамбуле, устанавливает меру социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках), занимающих должности в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Республики Хакасия.</p>
<p>В соответствии со статьей 1 Закона право на меру социальной поддержки, предусмотренную настоящим Законом, имеют медицинские и фармацевтические работники с высшим или средним медицинским и фармацевтическим образованием соответственно, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках), занимающие должности по основному месту работы в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Республики Хакасия.</p>
<p>В силу статьи 2 Закона для граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, устанавливается мера социальной поддержки - денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в течение первых трех лет работы в следующих размерах:</p>
<p>1) 500 рублей в течение первого года работы;</p>
<p>2) 800 рублей в течение второго года работы;</p>
<p>3) 1000 рублей в течение третьего года работы.</p>
<p>Частью 6 статьи 4 Закона определено, что предоставление меры социальной поддержки прекращается на основании локального правового акта, изданного руководителем медицинской организации государственной системы здравоохранения Республики Хакасия в течение пяти рабочих дней со дня наступления обстоятельств, вследствие которых получателем меры социальной поддержки утрачено право на получение меры социальной поддержки, с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых получателем меры социальной поддержки утрачено право на получение меры социальной поддержки.</p>
<p>Одним из таких обстоятельств является истечение срока, указанного в абзаце первом статьи 2 настоящего Закона (пункт 2 статьи 7 Закона).</p>
<p>Таким образом, Законом предусмотрены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг лишь действующим медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках), без учета членов их семей, только в первые три года работы и в размерах, не компенсирующих их фактические затраты.</p>
<p>Однако согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.</p>
<p>В силу части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.</p>
<p>Система мер социальной поддержки медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, была введена Постановлением ВЦИК, СНК РСФСР от 10.06.1930 «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» (действовало до 08.05.2003). На основании пункта 10 данного постановления квалифицированным медицинским работникам, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, предоставлялись бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре.</p>
<p>Пункты 20 и 21 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 05.07.1968 № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» (утратило силу 28.10.2003) предусматривали обеспечение всех проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках врачей, провизоров и среднего медицинского и фармацевтического персонала и проживающих с ними членов семей бесплатными квартирами с отоплением и освещением, а также устанавливали, что за перешедшими на пенсию врачами, провизорами и средним медицинским и фармацевтическим персоналом и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы указанных работников в сельской местности или рабочих поселках составляет не менее 10 лет.</p>
<p>Впоследствии указанные гарантии были восприняты рядом федеральных законодательных актов, в частности Жилищным кодексом РСФСР, в соответствии со статьей 59 которого специалисты, работавшие и проживавшие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством СССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.</p>
<p>Часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (далее - Основы) в редакции, действовавшей до 01.01.2005, предоставляла право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающим с ними членам их семей.</p>
<p>До 01.01.2005 гарантированное Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 05.07.1968 № 517 право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за вышедшими на пенсию врачами, провизорами и средним медицинским и фармацевтическим персоналом и за проживающими с ними членами семей сохранялось на основании Закона РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР».</p>
<p>Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 2 статьи 63 Основ признана утратившей силу, одновременно названная статья дополнена частями 5 и 6, согласно которым полномочия по установлению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а работников муниципальных организаций здравоохранения - органам местного самоуправления.</p>
<p>В силу части 2 статьи 153 указанного Федерального закона при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актов гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004; при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.</p>
<p>Вступившим в законную силу с 01.01.2012 Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 06.04.2015) закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования.</p>
<p>Часть 2 статьи 72 данного Закона предусматривает, что Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.</p>
<p>Пунктом 1 и подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 96.04.2015) установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.</p>
<p>К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.</p>
<p>Тем самым, порядок предоставления медицинским и фармацевтическим работникам, пенсионерам из их числа, членам их семей мер социальной поддержки должен осуществляться на основании правового механизма, не допускающего существенного снижения гарантий их социальной защищенности, и этот механизм должен определяться нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.</p>
<p>Данный вывод согласуется с конституционно-правовым смыслом, изложенным в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2007 № 129-О-П, из которого следует, что в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности (поселках городского типа) организации здравоохранения должен определяться в настоящее время уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих в ней и проживающих в той же местности медицинских работников.</p>
<p>Изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесении произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.</p>
<p>При этом в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлениях от 16.06.2004 № 12-П, от 15.05.2006 № 5-П, поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перенесена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований - исходя из того, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, - влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.</p>
<p>При таких обстоятельствах нормы Закона Республики Хакасия, предусматривающие предоставление медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках), ежемесячной денежной выплаты на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размерах от 500 до 1500 рублей, без учета членов их семей, то есть в размерах, не покрывающих их фактических затрат, и только в течение первых трех лет работы, существенно снижает уровень их социальных гарантий на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, имевший место до 01.01.2005.</p>
<p>Кроме того, вопреки вышеуказанным решениям Конституционного Суда Российской Федерации и федеральным законам Закон Республики Хакасия, будучи нормативным правовым актом целевой направленности, не устанавливает меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам - пенсионерам, проживающим и проработавшим не менее десяти лет в сельской местности, что, бесспорно, демонстрирует правовую неопределенность правового регулирования и влечет нарушение прав граждан указанной категории.</p>
<p>В настоящее время вступили в силу более 50 решений судов о взыскании из республиканского бюджета в пользу медицинских работников -пенсионеров, проживающих в сельской местности, соответствующих расходов и об обязании органов государственной власти Хакасии ежемесячно производить компенсацию понесенных ими затрат на оплату жилья, отопления и освещения. Однако данные решения не исполняются в связи с отсутствием на региональном уровне механизмов осуществления выплат, которые должны быть прописаны в Законе.</p>
<p>Доводы протеста подкреплены обширной судебной практикой по рассматриваемому вопросу (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2014 № 42-АПГ14-5, от 13.11.2013 № 82-АПГ13-3, от 13.11.2013 № 50-АПГ13-10 и другие).</p>
<p>По результатам оценки Закона Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия пришло к аналогичным выводам (экспертное заключение от 19.05.2015 № 710/2).</p>
<p>На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,</p>
<p> </p>
<p style="text-align: center;">ПРЕДЛАГАЮ:</p>
<p style="text-align: center;"> </p>
<p>1. Рассмотреть настоящий протест с приведением статьей 1 и 2, пункта 2 статьи 7 и иных положений Закона Республики Хакасия от 20.12.2012 № 119-ЗРХ «О социальной поддержке медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках), занимающих должности в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Республики Хакасия» (в ред. от 10.06.2014) в соответствие с положениями федерального законодательства о мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, пенсионеров из их числа, проживающих в сельской местности.</p>
<p>2. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру республики в установленный законом срок.</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p>И. о. прокурора республики Н.Н. Макеев</p>